Рассмотрим понятие нормо-час, повсеместно используемое автосервисами и техцентрами для определения стоимости выполненных работ, но многим потребителям до сих пор не совсем понятное.
Поскольку расписать прайс-лист по всему перечню работ выполняемых станциями технического обслуживания практически не реально из-за их количества, а брать цены "с потолка", как практикует большинство гаражных артелей, скажем прямо не комильфо, то более менее приличные мастерские используют для расчёта с клиентами каталоги производителя или сторонних технических компаний, где все операции, производимые с автомобилем, расписаны по нормативам.
Вита-Моторс в своей работе использует каталоги Mitchell и Alldata, рекомендованные всеми американскими производителями.
Итак, по порядку:
Возьмём, например, замену крестовины заднего карданного вала на Chevrolet Tahoe. Работа по замене в каталоге Mitchell будет состоять из двух позиций:
1) снятие/установка карданного вала - 1,0 н/ч
2) замена крестовины - 0,4 н/ч
Итого получим 1,4 нормо-часа за замену одной крестовины, если необходимо заменить обе, то добавляем ещё 0,4 н/ч и подытожив получим 1,8 н/ч. Именно эта цифра будет умножена на стоимость (об этом ниже) одного нормо-часа и предъявлена клиенту для оплаты.
И совершенно не важно, сколько реально мастер затратит времени на выполнение операции, а многие считают, что если с автомобилем занимались "полдня", то и оплатить придётся всё это время. Это не так, как и в противном случае, когда мастер, благодаря своим знаниям и опыту, выполнит те же работы за более короткий промежуток времени.
Профессионализм или его отсутствие влияют только на длительность ремонта, но никак на его стоимость! Исключением можно считать только выполнение работ на ветхом/аварийном автомобиле, когда крепеж испорчен или повреждён и для демонтажа того же карданного вала используются проникающие смазки, сварочное оборудование, пропановые или электрические горелки, специнструмент для удаления обломков болтов и восстановления резьбовых соединений. В этом случае в заказ-наряде появится ещё одна строка с дополнительными работами, например, слесарными или сварочными, но позиция по замене крестовины останется прежней.
Мастер-приёмщик Вита-Моторс всегда предупредит владельца автомобиля старше пятнадцати лет о возможных проблемах при крупном ремонте, чтобы в последствии не возникало вопросов о "внезапном" увеличении стоимости заказанных работ.
Не так просто обстоят дела с нормо-часами диагностического и электрического участков. Тут всё гораздо сложнее так, как диагностика неисправности штука не прогнозируемая и стандартные величины трудозатрат рассчитать возможно лишь на понятные работы, например, замена свечей зажигания, катушек или высоковольтных проводов. Некоторые позиции, например, диагностика двигателя расценивается сервисом по усредненной статистике, иначе никак. Не путаем диагностику двигателя с обыкновенным считыванием кодов неисправностей - данная операция у большинства сервисов (и Вита-Моторс в том числе) вообще бесплатна.
Для простоты понимания ценообразования станции технического обслуживания самые распространённые работы, например, по регламентному техническому обслуживанию, такие, как замена масел, тормозных колодок, фильтров и проч., расписываются в прейскуранте в рублёвом эквиваленте.
Внимание!
Некоторые нечистоплотные сервисы идут на обман, занижая стоимость нормо-часа, но при этом увеличивая количество "потраченного" на работы времени....